праведный Иоанн Кронштадский

Нужно любить всяого человека и в грехе его и позоре его. Не нужно смешивать человека - этот образ Божий - со злом, которое в нем.

Когда идёшь в гости к кому-либо из родных или знакомых, иди не для того, чтобы у них хорошо поесть и попить, а для того, чтобы разделить с ними дружескую беседу, чтобы беседою любви и искренней дружбы оживить свою душу от житейской суеты, чтобы соутешаться верою общею.

Когда в глазах твоих люди впадают в различные грехи против тебя, против Господа, против ближних и против себя самих, — не озлобляйся на них, ибо и без тебя много злобы в мире, но жалей их от души и извиняй их, когда они обижают тебя, говоря сам себе: Господи! отпусти им, ибо их путает грех, они не знают, что делают.

Демократия в аду, а на Небе - Царство.

Бедствие для души — долго не причащаться Святых Таин: душа начинает смердеть страстями и грехами, сила которых возрастает по мере того, как долго мы не приступаем к Таинству Причастия.

Ты недоумеваешь, как тело, рассыпавшееся в землю, воскреснет. А какою силою воскресает из земли семя, например, пшеницы, арбуза, огурца или другого чего? Это семя так же умирает в земле: как же оно воскресает, оживает – и с таким избытком? – Бог дает ему, говоришь, тело. Так точно и тебе Бог даст тело, цветущее бессмертием.

В душу мою, паче снега убеленную Телом и Кровию Агнца, всячески старается влить яд свой змий-губитель, и потому после причастия нужно быть многоочитым Херувимом, чтобы отовсюду назирать за нападением врагов.

Хотим ли избавиться тягостных и изнурительных войн, будем прилежно упражняться в христианских добродетелях, преимущественно же в христианской любви, которая есть исполнение всего закона христианского, и удаляться пороков: война, как бич Божий, перестанет сечь нас, коль скоро мы исправимся в жизни и будем добродетельны.

Не верь плоти своей, угрожающей тебе несостоятельностью во время молитвы: лжёт.

Юродивые решились на свой трудный подвиг поношения, биения, поругания, оплевания, заушения от людей для того, чтобы уподобиться в страдании своем Господу, нас ради потерпевшему от людей подобные и гораздо большие искушения.

Береги личность ближнего, как свою собственную, дорожи его спокойствием, как своим, оказывай ему ласку, как желаешь ее себе, утешай его, если он печален, как желаешь утешения себе; пред оскорбленным извинись, обиду вознагради, потерю замени, слабостей сни­зойди, согрешение прости, страсть потуши чистою любовию.

Пост – хороший учитель: он 1) скоро дает понять всякому постящемуся, что всякому человеку нужно очень немного пищи и питья и что вообще мы жадны и едим-пьем гораздо более надлежащего, то есть того, чем сколько требует наша природа; 2) пост хорошо оказывает, или обнаруживает все немощи нашей души, все её слабости, недостатки, грехи и страсти, как начинающая очищаться мутная стоячая вода оказывает, какие водятся в ней гады или какого качества сор; 3) он показывает нам всю необходимость всем сердцем прибегать к Богу и у Него искать милости, помощи, спасения; 4) пост показывает все хитрости, коварства, всю злобу бесплотных духов, которым мы прежде, не ведая, работали, которых коварства при озарении теперь нас светом благодати Божией ясно оказываются и которые теперь злобно преследуют нас за оставление их путей.

Святая Церковь во всех обстоятельствах наших житейских учит возлагать все упование на Бога: в довольстве и лишении, в болезни и здравии, в печали и радости - и никогда не унывать, не озлобляться ни на кого и ни на что, всех терпеть с любовью.

От всеблагого Бога только благое происходит, а не злое, - и сама болезнь твоя есть благо, а ты ропщешь, малодушествуешь, унываешь: терпи, благодари; за вольные сласти в юности - невольные болезни в старости.

В болезни и вообще в немощи телесной, равно как и в скорби, человек поначалу не может гореть к Богу верой и любовью, потому что в скорби и болезни сердце болит, а вера и любовь требует здравого сердца, покойного сердца, поэтому и не надо очень скорбеть о том, что в болезни и скорби мы не можем как бы следовало веровать в Бога, любить Его и усердно молиться Ему. Всему время. Иногда и молиться неблагоприятное время.

Усердная, слезная молитва не только грехи очищает, но и телесные немощи и болезни исцеляет и все существо человека обновляет и, так сказать, перерождает (говорю с опыта).

Душа наша подобна музыкальному инструменту: как настроишь ее, такие, сообразные настроению, будет она и звуки издавать, стройные или нестройные, духовные или плотские, Божии или бесовские. Настраивай же свой инструмент духовно свято, по-Божески, чтобы он издавал духовные, божественные, святые звуки и отзвуки.

Чем же изгнать беса пьянства? Молитвою и постом. Входит враг от того, что люди предаются плотскому образу жизни, чревоугодливости и не молятся, - естественно, что и выйти он из них может от пртивоположных причин: поста и молитвы.

Помни, что ты - нитожный, немощный человек и что Господь Бог - совсем не то во всех отношениях, что ты. Помни Его беспредельное всемогущество, бесконечную премудрость, благость. У Него - всё бесконечно.

Для чего Всемогущий сотворил мир не вдруг, а в шесть дней? Для того, чтобы научить самым делом человека делать дела свои постепенно, не торопясь, с размышлением... Господь во всём показывает нам пример, да последуем стопам Его.

Страницы